Нарушения поведения у детей подросткового возраста

Что такое подростковый кризис, что происходит в этот период с ребенком, почему он такой «сложный»?

В психологии развития, как известно, выделяют несколько кризисов развития, каждый из которых имеет свои задачи, цели и пути решения. Но что является основным критерием кризиса, или что происходит с ребенком в тот или иной период, из-за чего его возраст начинают считать кризисным?

В подростковом возрасте всё дело во внутренней трансформации переживаний, телесных изменениях, личностном становлении. Расширяется сознание и самосознание, мир внутри ребенка вдруг становится другим и уже никогда не будет таким как прежде. Телесные ощущения, эмоции, чувства, мысли, поведение – вся психическая сфера перестраивается, и человек ищет новую точку опоры.

 

Развитие в этот период идёт быстро, поэтому для подростка характерна личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка.

Глубокие психологические проблемы, возникающие у подростков в процессе созревания, нередко переступают критическую черту, за которой кризис взросления может стать причиной различных форм отклоняющегося поведения, личностных нарушений, превратиться в экстремальную ситуацию.

Задачи развития пубертатного периода

1.    Сепарация и индивидуация

2.    Развитие самоопределения

3.    Определение референтной группы

4.    Развитие половой идентификации

5.    Развитие личной системы ценностей

6.    Формирование жизненных целей

 

Пять точек амбивалентности подростка

·       Бунт против контроля со стороны взрослых –потребность в руководстве.

·       Желание близости – страх интимности.

·       Испытание и проверка на прочность внешних границ – поддержка и забота со стороны взрослых.

·       Мысли о будущем – ориентация на настоящее.

·       Сексуальное созревание – психическая неподготовленность к сексуальному опыту.

 

Естественные изменения в подростковом возрасте

Далеко не все изменения указывают на то, что есть психологические или психические проблемы у ребенка. Часть изменений является естественными и вот наиболее распространённые:

o   Постепенный «отрыв» от семьи и родителей со снижением их роли и авторитета;

o   Рост влияния сверстников и увеличение времяпрепровождения с ними;

o   Появление собственной тайны, личной жизни;

o   Изменения поведения от детского подчинения родителям на самостоятельное мнение в принятии решений;

o   Становление этапа протестного поведения;

o   Непереносимость родительских нравоучений;

o   Формирование собственного опыта личных эмоциональных переживаний;

o   Начало становления жизненного опыта.

 

Нарушения поведения в подростковом возрасте

Подростковая тревожность. Постоянное беспокойство, неуверенность в себе, самоограничения в общении со сверстниками, общая тревога.

Подростковая депрессия. Пониженное настроение, снижение активности, потеря интересов, общая пассивность, ухудшение учебы.

Дисморфомании. Уверенность подростка в наличии значительного дефекта внешности и связанные с этим комплексы. Нередко есть особенности внешности, но они минимальны и не влияют негативно на облик, хотя подростку могут казаться катастрофическими.

Нарушения пищевого поведения. Чаще всего это нервная анорексия, развившаяся на фоне избытка информации о «глянцевой худобе».

Стойкая оппозиция или подростковый кризис. Заключается в выраженном протесте любому мнению, совету, рекомендациям, поступающим от взрослых. Отличается выраженной негативной эмоциональной окраской. Может сочетаться с порчей имущества, попытками ухода из дома и другими немотивированными действиями.

Девиантное и деликвентное поведение. Является чаще всего отражением попадания подростка под криминальное влияние среды.

Аутоагрессивное поведение и суицидальные наклонности. Как на фоне депрессивного фона, так и при информационном влиянии среды – увлечение субкультурами, группы смерти, доступность характерной информации и фок-контент.

Знакомство с табаком, алкоголем и психоактивными веществами.

Дебют или начало клинических проявлений некоторых форм шизофрении.

 

Зависимое поведение

Это одна из форм разрушающего поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего состояния посредством приёма некоторых психоактивных веществ или в постоянной фиксации внимания на определённых предметах или видах деятельности, что сопровождается переживанием очень сильных эмоций.

Виды и формы зависимого поведения

§  Употребление алкоголя, никотина

§  Употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды

§  Участие в азартных играх, включая компьютерные

§  Сексуальное аддиктивное поведение

§  Переедание или голодание

§  «Работоголизм»

§  Чрезмерный просмотр теле-видеопрограмм, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах

§  Религия, сектантство

§  Нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези» (с проигрыванием в реальности).

§  Причины формирования зависимостей:

§  Недостаток общения со сверстниками и значимыми для подростка людьми

§  Недостаток внимания со стороны родителей

§  Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость

§  Комплексы и трудности в общении

§  Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного

§  Желание подростка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать

§  Отсутствие у подростка увлечений или хобби, любых других привязанностей

§  Низкая переносимость трудностей и ограничений(фрустрации): многочисленные разочарования, потеря идеалов, конфликты, утрата близких, резкая смена условий жизни.

 

Признаки того, что ребёнок страдает зависимостью:

ü Нарушился сон

ü Утрачивается контроль над свей жизнью

ü Появляется «туннельное» мышление (в сознании доминирует одна мысль: как добраться до компьютера)

ü Наличие проблемы отрицается, помощь не принимается

ü Реальный мир кажется подростку бессмысленным и пустым

ü Появляются проблемы с учебой

ü Наблюдается пренебрежение близкими и лицами противоположного пола

ü Повысилась тревожность

ü Стал раздражительным, агрессивным

ü Стойкое снижение настроения или депрессия

ü Переживает зрительные или слуховые галлюцинации или видения

ü Разговаривает сам с собой или с компьютерными персонажами

ü Забывает про еду и личную гигиену

ü Проводит за компьютером 6-10 часов в день

ü Пропадает на много часов из дома, отказывается говорить, где и с кем он проводит время, не ночует

ü Из дома стали пропадать или появляться чужие вещи

ü В общении с другими неадекватен

Что делать?

Вопрос действительно сложный. Первоначально нельзя оставлять подростка наедине с собственными проблемами, но и при этом тотально контролировать его тоже неверно. Необходимо дать понять, что принимаете и уважаете решение ребенка и в любом случае остаётесь родителями, которые всегда поддержат. Необходимо уйти от морализаторства и нравоучений.

Оптимальным вариантом является обращение к психологу, который сможет профессионально оценить имеющиеся особенности подростковой личности. В большинстве ситуаций психолог в силах эффективно помочь, а если всё же требуется обращение к психиатрам или наркологам, то психолог поможет подготовить к этому подростка и родителей. В этом случае, негативные последствия для личности подростка и его будущего будут минимизированы.

Как же построить отношения с подростком?

·       Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей, помогайте ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений

·       Оценивайте уровень развития подростка

·       Будьте честными

·       Избегайте длинных объяснений или бесед

·       Старайтесь вовремя уловить изменения в подростке. Подчас его поза, жесты и мимика больше говорят о его состоянии, чем привычный словесный подростковый протест

·       Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения

·       Научите не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к опыту для последующего анализа

·       Сохраняйте чувство юмора

·       Поддерживайте любые начинания, развивайте таланты и способности

Выполняйте совместную работу, вместе отдыхайте

Контактный телефон: +375 29 3 880 890

Контактный e-mail: innovagroup@tut.by


Новости почтой
Подпишитесь на нашу рассылку и мы будем делиться с Вами новостями (не более 1-го письма в неделю).