Нарушения поведения у детей младшего школьного возраста

 

Психологические особенности начального этапа обучения

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I-IV классы школы).

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи:

·       Как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным, усидчивым. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

·       Необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения готовности к обучению, за счёт подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

 

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная  умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются.

Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста представляет саморегуляция поведения. Ребёнок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Напряжённая умственная работа утомляет их.

С поступлением в школу изменяется положение ребёнка в семье, у него появляются первые серьёзные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять повышенные требования. Всё это вместе взятое образует проблемы, которые ребёнку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.

 

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ БЫВАЮТ:

o   Ситуативные

o   Характерологические

o   Психопатологические

Типичными признаками патологии могут быть:

ü «полевое поведение»

ü чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство

ü жестокость к другим людям или животным

ü преднамеренная порча имущества

ü поджоги

ü воровство

ü обман

ü уходы из дома

ü частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева

ü вызывающие провокационные поступки

ü систематическое непослушание

 

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей:

§  гиперактивное поведение

§  демонстративное поведение

§  дефицит внимания

§  протестное поведение: негативизм, строптивость, упрямство

§  агрессивное поведение

§  инфантильное

§  конформное

§  симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

 

Причины возникновения психических нарушений:

o   Наследственные факторы

o   Снижение когнитивных функций

o   Недостаточное регуляторное обеспечение психической активности

o   Аффективная организация поведения и сознания

o   Болезни

o   Поражения головного мозга

 

Рекомендации родителям:

Ø эмоционально поддерживайте ребёнка

Ø избегайте жестких оценок, упрёков, угроз

Ø в определённый отрезок времени давайте ребёнку только одно задание, чтобы он мог его завершить

Ø поощряйте ребёнка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение

Ø будьте последовательны в требованиях

Ø оберегайте ребёнка от утомления

Ø не сдерживайте физическую активность

Ø чередуйте различные виды деятельности ребёнка

Ø сформулируйте с ним правила поведения в школе и дома

Ø если вы не справляетесь, обращайтесь к специалистам

 

Контактный телефон: +375 29 3 880 890

Контактный e-mail: innovagroup@tut.by


Новости почтой
Подпишитесь на нашу рассылку и мы будем делиться с Вами новостями (не более 1-го письма в неделю).