Обучение ON-LINE- плюсы и минусы

 

 

Переход к учебе дома, если у кого-то раньше и  возникала в этом необходимость  при определенных жизненных обстоятельствах, то это был процесс адаптации, который обычно занимал у детей один-два месяца.

В условиях карантина такой возможности нет, время на адаптацию к новым условиям обучения сокращено до минимума. Поэтому я бы предложила  всем родителям наиболее качественно использовать это время не только для перехода ребенка на новый формат обучения, но и чтобы  укрепить родительско-детские отношения и по-новому взглянуть друг на друга. Родителям – посмотреть на реальных детей, а детям – на реальных родителей. Вне обычной, школьной системы обучения, а дома, в теплой обстановке, построенной на любви и взаимопонимании.

С чего начать

Я бы предложила для начала поговорить с детьми о том, что им нравится в учебе, что не нравится, что для них интересно, а что трудно в обучении в принципе.

На сегодняшний день, те  родители, которые  переводят своих детей на онлайн-обучение, начинают  больше анализировать,  что в их понимании образование,   что для обучения  детей важно, принципиально, а что и  не очень актуально. Сейчас эти  родители  стали по-другому смотреть на то, что их раньше не устраивало в образовании, возможно,  им  открылись истинные обстоятельства проблем, возникающих  у их детей в процессе обучения. Остается только  надеяться, что теперь они перестроят свое отношение к обучению в школе в лучшую сторону,  и поймут, сколько неимоверных усилий ежедневно прилагают педагоги для наиболее совершенного обучения их детей в современных условиях.

Как составить расписание

В репетиционном процессе в театре есть "застольный" процесс репетиций, когда все читают пьесу и ее обсуждают. Так и тут,  я бы порекомендовала сначала устроить "застольный" период обучения: обсудить, как оно будет устроено у вас. Когда ребенок чувствует себя более бодрым и способным что-то делать –  с самого утра или ближе к полудню? Может быть, когда поел, а может быть, наоборот, когда не очень сыт? Часто способность воспринимать и концентрироваться,  у ребенка завязана на физиологическом уровне – в соответствии с этим можно выбрать, в каком режиме ему будет комфортно организовать обучение. Поэтому, если ваш ребенок  привык просыпаться в 7 утра и собираться в школу, с ним будет легко договориться и соблюдать такое же расписание уроков дома.

Как помочь с организацией

Предлагаю внимательно послушать своего ребенка. Не в формате: "Мы родители, мы умные, мы все придумали для тебя, садись и делай" – а наоборот: "Как тебе будет комфортно?" Это, кстати, и отношения укрепит, покажет ребенку, что он интересен таким, какой есть. И родителям может открыться много нового и интересного про своих детей.

Если дети до этого сами не умели свое время организовывать, конечно, им нужно будет помогать, поддерживать. Вместе выработать расписание – и родителям взять ответственность поддерживать ребенка в этом расписании. Но важно быть гибким и учиться видеть, что ребенок устал и ему нужно сделать перерыв.

Особенно это важно в начальной школе. Например, простое задание "достаньте ручки и запишите" выглядит для ребенка дошкольного возраста как непривычный для него процесс: открыть портфель, достать пенал, достать ручку, затем уже писать. Для начальной школы тоже требуется много помощи родителей с точки зрения организации процесса (настроить Интернет, подключиться к урокам в онлайн, помочь ребенку подготовить в соответствии с расписанием сегодняшнего дня все необходимые учебные принадлежности, пособия, тетради и т.д). Если ребенок сознательный и умеет это делать сам, можно расслабиться и просто оговорить время, когда ребенок занимается, отдыхает или нуждается в вашей помощи при необходимости таковой (например, на занятиях по трудным для него предметам или при подготовке домашнего задания)

Что делать с гаджетами.

Это сложная тема, которая вызывает много баталий и споров. Есть исследования, подтверждающие вред гаджетов. Есть исследования, которые, наоборот, подтверждают  их безвредность. Тут каждая семья должна вырабатывать свои внутренние правила: как мы на время учебы дома поступаем с телефонами и онлайн-развлечениями. Если обучение будет проходить в онлайн-режиме, то ребенку понадобится интернет. Если нет зависимости, это не проблема. У ребенка с зависимостью будет соблазн отвлечься, например, на ютуб, компьютерные игры и т.д.. Можно сказать: "Я вижу, что тебе это мешает. А ты как считаешь? Давай договоримся, что на время уроков мы все лишнее убираем". Главное – честно поговорить об этой проблеме.

 Родитель – взрослый, ведущий. Но я не советую решать вопрос в режиме отбирания собственности. Важно уметь взять ответственность на себя и при этом сохранять честность и уважительное отношение к ребенку.

Будьте примером для своих детей. Работающие из дома родители, которые не залипают все время в интернете и не смотрят бесконечно сериалы, – это отличный пример для детей. Реальный пример, что интернет – это не только развлечение, но и окно в мир, где можно учиться и работать.

Нужно ли становиться для ребенка учителем?

Это всегда краеугольный вопрос. Родитель знает своего ребенка гораздо лучше, чем любые другие люди, которые не живут с ним всю его жизнь. Если родитель внимателен к ребенку, то знает, какой ключ можно подобрать и как объяснить то, что ребенку непонятно.

Важно вырабатывать правильное взаимодействие со школой. В каком формате высылается задание? Одни школы просто дают ссылки с заданиями на Gоogl-диск, другие организуют онлайн-конференции для класса, когда учитель в зуме ведет урок, а ребенок должен на нем присутствовать. Степень включенности родителя может быть очень разной в зависимости от конкретного учебного заведения,  но родителю в любом случае  потребуется выступать в роли организатора, особенно если его дети учатся в начальной школе. В данном формате обучения родители чаще всего занимают функцию менеджера образовательного процесса, а не учителя. Если вам не нравится учить своего ребенка – пожалуйста, не делайте этого. Это будет сильно увеличивать напряженность между вами. Лучше передать эту ответственность  профессионалам, онлайн-учителям, доверяя их опыту и умению найти подход к любому ученику в любых условиях. В условиях карантина это сделать достаточно просто, потому что связь с учителями вашей школы, как правило, остается.

     Но если вы все-таки решили выступить в роли учителя собственному ребенку, будьте готовы к тому, что объективность в отношении к нему, как к ученику у вас будет отсутствовать, соответственно, ребенок будет  воспринимать вашу помощь  как контроль за его деятельностью, что уже у некоторых  вызывает стресс, а у кого-то даже агрессию. Поэтому, дабы избежать напряженности в процессе совместного онлайн обучения, старайтесь подключаться к этому процессу только когда увидите крайнюю необходимость в своем участии, т.е.  если ребенок устал, стал часто отвлекаться, мешать другим в процессе урока, т.е. ему просто необходимо переключиться или отдохнуть, или если  он с трудом усваивает какой-то отдельный учебный предмет,  сложную тему по какому-либо предмету.

   Плюс многие онлайн-ресурсы открыли доступ к своим платформам – вы можете использовать их в качестве своего помощника как учителя. Не стыдно использовать гугл, чтобы найти ответы на вопросы. Можно взять и потратить время на то, чтобы научить ребенка учиться, искать информацию самому, формулировать запросы в гугле. Важно, чтобы ребенок умел получать информацию не только из транслятора в лице учителя или учебника как единственного источника, а сам освоил поиск по запросу.

       И еще, проявите всю свою мудрость и терпение в этот непростой для всех период, примите его как важный этап на пути  укрепления и развития  семейных и родительско-детских отношений. Поймите, что в трудную минуту детям и вашим близким нужна только поддержка и вера в  успех, а не поиск причин «ошибок трудных», способность «понять и простить» не за что-то, а просто потому, что вы их любите такими, как они есть на самом деле, а не такими, как вы, может быть, хотели их видеть.

     А педагогам, которые сейчас оказались  в условиях онлайн-обучения ваших детей и  испытывают неимоверные интеллектуальные, психологические нагрузки, сопряженные с техническими перегрузками обучающих онлайн-платформ,  и которым  приходится готовиться к занятиям  еще больше времени, используя наиболее эффективные и  разнообразные формы и методы их проведения,  остается только пожелать абсолютной физической стойкости и психологической стрессоустойчивости.

Время показало, что в современных условиях образования, и особенно в сложившихся в ситуации карантина, в педагогической профессии остаются только сильнейшие,  профессионалы своего дела, которые могут работать  как прежде и даже  лучше, не взирая ни на какие преграды, вирусы и расстояния. И за это им - наше большое родительское СПАСИБО!

 

 

 

Контактный телефон: +375 29 3 880 890

Контактный e-mail: innovagroup@tut.by


Новости почтой
Подпишитесь на нашу рассылку и мы будем делиться с Вами новостями (не более 1-го письма в неделю).